Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, или Кунсткамера

Кунсткамера

Музей антропологии и этнографии Петра Великого, первый общедоступный российский музей, был основан по приказу и при непосредственном участии Петра I. Там представлены экспонаты, собранные им, его личные вещи. Эпоха Петра I – это эпоха коренных преобразований, приобщение России к общеевропейской культуре. XVII век был ознаменован важными открытиями в химии, медицине, ботанике, географии, астрономии. Во время «великого посольства» в 1697 – 1698 г.г. Петр I осматривал города Голландии и Англии, закупал целые коллекции и отдельные вещи. Так было положено начало коллекции, которая легла в основу «государева кабинета». Экспонаты разместили в Летнем дворце царя на Фонтанке. Это произошло в 1714 г. Этот год считают годом основания Кунсткамеры. Место для здания Кунсткамеры выбирал сам Петр I.Сосна - первый экспонат Кунсткамеры Существует предание, что на Васильевском острове он увидел сосну, ветка которой вырастала из ствола и снова врастала обратно. Петр приказал дерево срубить, а сосна стала первым экспонатом Кунсткамеры.
Петр намеревался разместить на Васильевском острове Палаты Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры. Проект «Палат» был разработан архитектором Г.И. Маттарнови. Здание заложили в 1718 г. После смерти Маттарнови работы продолжились под руководством Н.Гербеля, Г.Киавери и М.Земцова. В 1726 г. в здание были перевезены первые коллекции: экзотические животные и растения, анатомические препараты, этнографические редкости. По мере пополнения коллекции в Кунсткамере стали создаваться новые отделы: Азиатский, Ботанический, Анатомический.Позже на их базе были созданы музеи. На базе Кунсткамеры и в ее помещении в 1837 г. был создан музей, который стал называться музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого РАН (указ об учреждении в России Академии наук был издан Петром I в 1724 г.).

Зал первого этажа Кунсткамеры
На I этаже находятся коллекции, посвященные Северной Америке, Японии, Африке, а также помещение, в котором до пожара 1747 г. находился Анатомический театр.

Японка в свадебном наряде Анатомический театр

II этаж занимают Экспонаты из Китая, Монголии, Индии, Индонезии, Австралии и Океании.

Курильницы "Слоны с чашами драгоценностей", Китай Фрагмент украшения дворца

Там же представлен анатомический раздел, коллекция которого была куплена Петром I у ее создателя голландского анатома Ф. Рюйша.

Коллекция Ф. Рюйша

На III этаже находится экспозиция «М.В. Ломоносов и Академия наук».

Зал заседаний первой Петербургской Академии наук
Гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) по широте интересов можно сравнить с Леонардо да Винчи. По «Грамматике» Ломоносова учились все русские люди, по его «Риторике» они овладевали искусством слова. Им были сделаны открытия в физике, химии, геологии, оптике, метеорологии, астрономии, электричестве. Ему принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт. Мозаичный портрет Петра I работы мозаичной мастерской М.В. Ломоносова хранится в Эрмитаже, в музее представлены мозаичные портреты. цесаревны Анны Петровны и графа Г.Г. Орлова:

Мозаичный портрет цесаревны Анны Петровны Мозаичный портрет графа Г.Г. Орлова
Там же представлены скульптурные портреты выдающихся людей, отражающие дух эпохи: философа и писателя Вольтера, математика и механика академика Леонарда Эйлера, почти полжизни проработавшего в России и внёсшего существенный вклад в становление российской науки, общественного деятеля, реформатора и изобретателя графа Петра Шувалова и, конечно, самого М.В. Ломоносова.
Бюст Вольтера Бюст М.В. Ломоносова
В музее также представлено генеалогическое древо М.В. Ломоносова. Из него мы узнаем, что декабристка Мария Волконская была его правнучкой.Генеалогическое древо М.В. Ломоносова
Имя М.В. Ломоносова носит Государственный Петербургский университет, памятник ему установлен на Менделеевской линии. На левом берегу Невы находится памятник преобразователю России, на правом – преобразователю отечественной науки Ломоносову. Похоронен М.В. Ломоносов на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.Каменный идол

На IV этаже расположена астрономическая обсерватория, где представлены приборы, которые использовались при наблюдении за небесными светилами. В частности, здесь находится большая раздвижная зрительная труба, с помощью которой М.В.Ломоносов наблюдал прохождение Венеры через диск Солнца и высказал утверждение о наличии на Венере атмосферы. В обсерватории работали выдающиеся ученые Российской  Академии наук. Уже в 1730 г.г. Петербургская обсерватория считалась лучшей в Европе. Через нее проходил первый петербургский меридиан, ставший основой картографирования страны и планировки города. Здесь зародились отечественная астрономия, география, геодезия, служба времени и другие науки. Можно смело назвать Петербургскую обсерваторию и Петербургскую Кунсткамеру колыбелью российской науки. Обсерватория работала в здании Кунсткамеры до 1839 г., когда было завершено строительство Пулковской обсерватории.

На V этаже находится Большой академический (Готторпский глобус). Он был изготовлен  в 1651 – 1664 г.г. в герцогстве Шлезвиг – Гольштейн механиком Бушем по проекту Адама Олеария и являлся дипломатическим подарком Голштинского герцога  Петру I.  Его внешняя поверхность представляла географическую карту мира, соответствующую картине своего времени, внутренняя –карту звездного неба, где в аллегорической форме были представлены планеты и созвездия. Диаметр глобуса – 3,1 м. Во время пожара 1747 г. глобус сильно пострадал и был восстановлен в 1748 – 1752 г.г. в Санкт-Петербурге механиками Б. Скоттом и Ф. Н. Тирютиным.

Посещение IV и V этажей возможно только в сопровождении экскурсовода по предварительной записи или с экскурсией, предлагаемой ниже:

Кунсткамера – место, где зарождалась отечественная наука. Ее окружают Зоологический институт и Зоологический музей, Академия наук, здание 12 коллегий и другие здания Университета, библиотека Академии наук, институт высокомолекулярных соединений, Пушкинский дом (институт и музей русской литературы РАН), институт физиологии им. И.П.Павлова.

Здание Кунсткамеры венчает армиллярная сфера – модель солнечной системы, символ Вселенной и символ науки.

Армиллярная сфера

Время работы и стоимость билетов см. здесь.

Как добраться:
тролл. 10, 11, авт. 7, 24 до ост. «Университетская набережная»,
тролл. 1, 7, авт 10 до ост. «Биржевая площадь».

Сайт музея www.kunstkamera.ru.

Экскурсии по Санкт-Петербургу со скидкой до 50%

Реклама Трипстер лимитед, регистрационный номер НЕ 394908