Мариинский дворец строился по приказу императора Николая I для его любимой старшей дочери великой княгини Марии Николаевны как свадебный подарок.
Мария Николаевна, вопреки традиции, принятой в царских семьях, не захотела выходить замуж и покидать Россию и получила на это разрешение отца. Она вышла замуж за герцога Лейхтенбергского, который, будучи католиком, согласился на то, чтобы их будущие дети воспитывались в православии.
Свадьба состоялась в 1839 г., тогда же и началось строительство дворца. В качестве архитектора император выбрал Андрея Ивановича Штакеншнейдера.
Перед архитектором стояла непростая задача: надо было построить дворец, который бы выдержал соседство с величайшим творением Монферрана – Исаакиевским собором. Штакеншнейдеру удалось справиться с этой задачей.
В XVIII в. на месте, предназначенном для будущего дворца, стоял дворец графа Чернышева, построенный по проекту архитектора Ж.-Б. Вален-Деламота. Впоследствии, в 1825 – 1839 г.г., здесь располагалось Николаевское кавалерийское училище, одним из известных выпускников которого был М.Ю. Лермонтов.
Строительство дворца продолжалось 5 лет, и в 1845 г. семья переехала в новый дворец.
Дворец соединял с площадью Синий мост. Николай I приказал расширить мост до размеров фасада дворца, и теперь мост образует единое целое с площадью. Его ширина почти 100 м. Это самый широкий мост в Петербурге.
Строгий снаружи, дворец поражал своей внутренней отделкой. Он был оформлен в стиле итальянского палаццо. Парадный вестибюль украшали колонны из розового финского мрамора, камин — зеленого сибирского мрамора. Сейчас в вестибюле установлен бюст великой княгини Марии Николаевны.
Парадная лестница располагалась слева от входа.
Украшением второго этажа является двухярусная ротонда, освещаемая верхним светом.
Ротонда соседствовала с Помпейским залом, за которым находился Зимний сад.
В 1837 г. А.И. Штакеншнейдер совершил путешествие по странам Европы: Германии, Франции, Италии и это нашло отражение в оформлении Мариинского дворца: он полон света, легкости, радости.
Роспись Помпейского зала напоминает фрески Рафаэля.
Необычным является еще одно сооружение – пандус внутри дворца. Его длина 150 м, высота 26 м.
Мариинский дворец был украшен картинами и скульптурами, которые образовали богатейшую коллекцию. Часть этой коллекции составляли произведения искусства, привезенные герцогом Лейхтенбергским из Мюнхена, где он владел известнейшей в мире картинной галереей.
Герцог Лейхтенбергский был прекрасно образован. Больше всего его интересовали естественные науки, особенно он интересовался гальванопластикой, минералогией. В 1845 г. при его участии в Петербурге открылось первое в России гальванопластическое предприятие, на котором, в частности, были изготовлены статуи для украшения Исаакиевского собора. Он также был членом Попечительского совета заведений общественного призрения в Петербурге. Многие петербуржцы знают о существовании в городе Максимилиановской поликлиники, но не многие знают, что она названа так в честь герцога Максимилиана Лейхтенбергского. С 1843 г. герцог был президентом Академии художеств и при нем было открыто мозаичное отделение при Академии.
После смерти герцога в 1852 г. Николай I назначил президентом великую княжну Марию Николаевну. Она стала первой женщиной президентом Академии художеств. Мария Николаевна собирала коллекции, увеличивала награды и стипендии и вкладывала немало собственных средств в развитие Академии. Ею было основано общество поощрения художников, она убедила отца дать деньги на дом. Дом сохранился до наших дней и не изменил своего назначения, в нем и сейчас находится Санкт-Петербургское отделение Союза художников.
Здесь постоянно проводятся выставки и концерты, которые Вы можете посетить. Адрес Союза художников, как называют его петербуржцы, Большая Морская, 38, это совсем рядом с Исаакиевской площадью и Мариинским дворцом.
Великая Княгиня Мария Николаевна умерла в своем дворце в 1876 г.
Вскоре после завершения строительства Мариинского дворца слева и справа от него были построены два здания – Министерства госимуществ (1844 – 1850) и резиденция министра госимуществ (1847 – 1853), в 1859 г. площадь украсил памятник Николаю I, и эта часть Исаакиевской площади приобрела тот вид, который предстает перед нами и сейчас.
В 1884 г. дворец был выкуплен в казну и с 1885 г. в нем размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров. В 1905 г. на месте зимнего сада по проекту архитектора Л.Н. Бенуа был устроен зал заседаний.
В нем висела картина И.Е. Репина «Юбилейное заседание Государственного совета», которая относится к тому времени, когда заседания проходили в ротонде. Сейчас эту картину можно увидеть в Русском музее.
После событий 1917 г. судьба здания много раз менялась: здесь располагались казармы Красной Армии, Промакадемия, ее общежитие, в домовой церкви был устроен кинотеатр. С 1945 года здесь размещался Ленсовет. С 1994 г. здание занимает Законодательное собрание Петербурга (ЗАКС).
Художественные ценности частично были переданы в Эрмитаж и Русский музей, частично пропали.
Домовая церковь была восстановлена и по особым случаям там проводятся службы.
Как добраться: ст. метро «Адмиралтейская», дальше пешком.
Авт. 3, 22, 27, 10, 70, 71 , тролл. 5, 22 ост. Исаакиевская пл.
Экскурсии проводятся только для организованных групп по предварительной заявке.
Экскурсии, которые могут быть Вам интересны: